Главная страница        
   
   

Деловой Аудит  /  Услуги  /  Внедрение системы бюджетирования

Постановка и внедрение системы бюджетирования, как способа снижения и оптимизации затрат

Бюджетирование процесс регулярного планирования, учета, контроля и анализа финансово-экономического состояния предприятия.

Что такое бюджет?

  1. Бюджет представляет собой план, сформулированный в стоимостных и количественных величинах, служащий инструментом планирования, контроля и анализа в процессе управления деятельностью компании
  2. Бюджет является одним из инструментов реализации стратегии компании
  3. Бюджет предприятия составляется на основе долгосрочных планов компании с учетом тенденций во внешней среде и целевых установок, выработанных собственниками компании
  4. Бюджет составляется на определенный период времени
  5. Бюджеты составляются на предприятии на различных уровнях управления. Любое подразделение предприятия с выделенной сферой ответственности может составлять свой бюджет
  6. Бюджеты должны быть согласованы с планами деятельности подразделений, они должны ими и составляться. На этапе контроля, необходимо одновременно проводить анализ исполнения бюджета и соответствующих планов деятельности
  7. Главная задача при составлении бюджетов состоит в том, чтобы менеджеры договорились между собой, кто и что будет делать, какие результаты планируется достичь, какие ресурсы и кому для этого необходимы.
  8. Система бюджетирования — основной инструмент для эффективного повседневного управления компанией. Основной целью системы бюджетирования является эффективная организация процесса управления деятельностью предприятия, с использованием планирования, контроля величины и структуры статьей доходов и расходов, оптимизации и снижения статей расходов, а также оптимизации соответствующих денежных потоков.

    Бюджетные системы помогают менеджерам увидеть перспективу деятельности. Смотря в будущее и осуществляя планирование, можно предупреждать возможные проблемы до того, как они возникнут. Внимание руководства будет сконцентрировано на возможностях вместо борьбы с недостатками. Как сказал один наблюдатель: «Мало фирм, планирующих неудачу, но много — потерпевших неудачу из-за необдуманного планирования». В бюджете в финансовой форме отражается множество аспектов управления. Например, финансовый эффект от улучшения деятельности и от снижения затрат. Бюджетирование связано практически со всеми вопросами, касающимися формирования затрат, анализа безубыточности, калькулирования. Понимание характера поведения затрат позволяет менеджерам лучше прогнозировать влияние изменений объемов производства и продаж продукции на совокупные затраты. Такое понимание позволяет менеджерам при прогнозировании выручки и затрат составить бюджет прибыли и бюджетный баланс.

    Любая компания, достигшая зрелого возраста и значительных масштабов, приходит к необходимости финансового управления на основе планирования. А это есть не что иное, как бюджетное управление.

    Бюджеты позволяют осуществлять три основные управленческие задачи:

  9. прогнозировать финансовое состояние, потребность в финансовых ресурсах, финансовые итоги;

  10. сравнивать запланированные и фактически полученные результаты;

  11. оценивать и анализировать выявленные отклонения, чтобы своевременно реагировать на них.

  12. Система бюджетов показывает, как функционирует предприятие, какова структура создаваемой им стоимости; где деньги зарабатываются, как они тратятся, как перетекают из одного центра ответственности в другой; сколько стоят услуги подразделений внутри компании. Можно сказать, что бюджетное управление дает Генеральному Директору понимание экономической модели предприятия, ощущение границ возможного. С помощью бюджетов проигрываются различные сценарии бюджета, чтобы понять, что компания может себе позволить, а что не может, каковы будут результаты при оптимистическом варианте развития событий, а каковы при пессимистическом.

    Кроме того, процесс бюджетирования служит инструментом выполнения стратегии предприятия. Оно позволяет связать стратегические цели компании с планами их достижения и обеспечивает реализацию этих планов, связывая их с оперативными процессами.

Основные задачи, которые решает система бюджетирования, включают:

1. Планирование финансово-экономических показателей деятельности компании, в частности:

  • объема и динамики продаж;
  • маржинальной рентабельности продаж, рентабельности по чистой прибыли;
  • уровня (доли) коммерческих и управленческих затрат в выручке;
  • оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.

2. Согласование и утверждение целевых показателей компании:

3. Постановка стратегических целей компании

4. Согласование плановых финансово-экономических показателей со стратегическими целями;

5. Декомпозиция плановых показателей до уровня центров финансовой ответственности;

6. Распределение ответственности (показателей) за участниками процесса бюджетирования;

7. Закрепление за подразделениями показателей финансовых результатов, активов, платежей и поступлений.

8. Анализ и контроль исполнения бюджета:

  • Подготовка фактической информации об исполнении бюджетов;
  • Анализ отклонения показателей от бюджета;
  • · Корректировка бюджета.

Таким образом, предприятию бюджет нужен не просто для того, чтобы спланировать деятельность на ближайшее время, но и понять, за счет чего и как будут достигнуты цели, определенные руководством или собственниками. Без этого нельзя судить о том, хороши или плохи разработанные планы, либо результаты фактической финансово-хозяйственной деятельности.

Что важно знать о бюджетировании Генеральному Директору

1. Система бюджетов показывает, как функционирует предприятие, какова структура создаваемой им стоимости; где деньги зарабатываются, как они тратятся, как перетекают из одного центра ответственности в другой; сколько стоят услуги подразделений внутри компании.

2. Бюджеты позволяют осуществлять три основные управленческие задачи:

  • прогнозировать;
  • сравнивать запланированные и фактически полученные результаты;
  • оценивать и анализировать выявленные отклонения, чтобы своевременно реагировать на них.

3. Главными инструментами бюджетного управления являются основные бюджеты:

  • бюджет доходов и расходов (БДР);
  • бюджет движения денежных средств (БДДС);
  • прогнозный баланс (иногда его называют бюджетным балансом или бюджетом по балансовому листу);
  • инвестиционный бюджет.

4. Составление бюджета — это процесс коллективного планирования, заключения договора между менеджерами всех уровней о согласованных действиях, направленных на достижение целей компании. Утверждая бюджет, команда менеджеров коллективно подписывается под решением сообща достичь поставленных целей.

5. Утвержденный план — это только основа для продолжения работы по планированию. Если к бюджетам относиться бюрократически и принимать их за абсолют, они мешают развиваться.

6. Типичные ошибки бюджетирования:

  • отсутствие финансовой структуры;
  • отсутствие механизма внутренних тарифов;
  • отсутствие связи бюджетирования с системой мотивации;
  • распыление ресурсов;
  • участие Генерального Директора в оперативном бюджетировании.

Достижимые и измеримые результаты:

  • Снижение уровня запасов (готовой продукции, НЗП, сырья, материалов и т.д.) на 20-30%;
  • Снижение общепроизводственных затрат на 20-30%;
  • Увеличение прибыли подразделений (как центров прибыли) и всего предприятия в целом на 10-15%.
   
      © 2010 «Деловой Аудит». Все права защищены.  
   
Саратов
(8452)
607-890 Энгельс
(8453)
52-93-01, 52-93-02, 52-93-20
 

Создание сайта —
Интернет-агентство «Медиапродукт»